Автоматизированная система «Лечебное питание 2.0»

Во многих лечебных и социальных учреждениях диетологическая служба до сих пор работает «в ручном режиме». Учет больных, разработка меню, подсчет калорийности и другие работы ведутся вручную, что вызывает многочисленные сложности. Чаще всего с такими проблемами сталкиваются работники крупных больниц с большим потоком больных. Но и небольшие учреждения испытывают сложности с организацией питания.

Проблемы неавтоматизированной организации питания

  1. Отсутствие автоматизированного учета усложняет работу персонала. Врачи-диетологи и диетсестры вынуждены львиную долю времени уделять проведению учета, анализу, контролю, различной бумажной волоките. При этом непосредственно на пациентов и санитарно-профилактическую работу остается минимум времени.
  2. Вторая большая проблема – сложность своевременного сопоставления движения пациентов с работой пищеблока. Сведения о поступивших и выписанных больных поступают с опозданием, что приводит к дискомфорту пациентом в первом случае, и к перерасходу продуктов во втором. Это приводит к нерациональному использованию денежных средств и ухудшению качества питания в целом.

планирование больничного питания

Назначение системы «Лечебное питание»

Программный продукт «Лечебное питание» предназначен для автоматизации работы врачей-диетологов, диетических медсестер, бухгалтеров, заведующих складом в медицинских, социальных и других учреждениях, где требуется организация питания по регламентированному меню.

Для работы системы необходимо установить платформу «1С: Предприятие 8.3».Установленная на сервере программа «Лечебное питание 2.0» используется на рабочих компьютерах локальной сети сотрудников.

С помощью программы, в частности, можно:

  • Вести учет продуктов с расширенной информацией (состав, пищевая ценность).
  • Разрабатывать меню (варианты – для 7 или для 14 дней).
  • Создавать картотеку блюд (ингредиенты, технология приготовления, нормы вложения и выхода, пищевая ценность, перечень диет, в которые можно включать это блюдо).
  • Контролировать выполнение норм.
  • Рассчитать стоимость продуктов и блюд.
  • Формировать отчетность согласно приказу Минздрава №330 (ежедневную и сводную).

Функционал программы интуитивно понятный, не требуется никаких специальных навыков для ее использования. Для удобства пользователей включен раздел «Справочник», содержащий нормативный документы, химический состав продуктов, стандартные и хирургические диеты, картотеку блюд.

Преимущества использования системы

Система «Лечебное питание» значительно упрощает работу по планированию и учету питания в здравоохранительных учреждениях. Этот программный продукт позволяет автоматизировать многие процессы.

Среди многочисленных плюсов использования:

  • Контроль расходов продуктов и анализ соответствия расхода действующим нормативам.
  • Экономия времени – для формирования меню-раскладок, ведомостей, накладных и других документов необходимо всего 30 минут с момента ввода заказа.
  • Возможность вносить коррективы – гибкая настройка программного продукта позволяет проводить коррекцию блюд, дополнять их перечень, вводить новые диеты и др.
  • Прозрачный учет и отслеживание движения продуктов.
  • Хранение всей документации в электронном виде, что значительно снижает риски утраты.
  • Возможность работать с программой удаленно через Интернет.
  • Совместимость с другими системами (1С Бухгалтерия ББУ, БУ, УТ; МИС Статистика).
  • Применение облачной технологии (хранение данных на удаленном сервере).
  • Оказание отдаленной помощи пользователям, что особенно актуально для учреждений, расположенных в сельской местности.
  • Автоматизация освобождает персонал, в частности врачей-диетологов, от многих рутинных обязанностей. Кроме того, они могут отслеживать процесс практически в реальном режиме и быстро реагировать на нарушения норм питания.

Контроль над расходом финансовых средств – одно из главных преимуществ «Лечебного питания». Использование программы позволяет экономно расходовать выделенные на питание средств, четко соблюдая правила.

питание в больнице

Возможные сложности и проблемы

Среди основных проблем, препятствующих внедрению автоматизации:

  • Отсутствие необходимого оборудования – невысокий уровень материально-технического обеспечения медицинских и соцучреждений не позволяет приобрести компьютеры, оргтехнику для создания локальной сети.
  • Сложности с доступом к Интернету из-за отсутствия выделенных каналов.
  • Человеческий фактор – персонал зачастую не обладает достаточным уровнем компьютерной грамотности и сопротивляется нововведениям.
  • Поэтому, наряду с постепенным внедрением автоматического учета, необходима работа над повышением мотивации сотрудников учреждений и разъяснением преимуществ автоматизации.

Практика внедрения

Проект НАКП «Автоматизация рабочих мест лиц, ответственных за организацию оптимизированного (диетического лечебного и диетического профилактического) питания» был поддержан Комитетом по социальной защите населения Ленинградской области. В рамках внедрения проекта на начальном этапе автоматизация проведена в 17 учреждениях соцобслуживания Ленинградской области. Это детские дома и школы-интернаты, психоневрологические диспансеры, дома для пожилых и инвалидов, получившие ноутбуки в установленной программой «Лечебное питание 2.0».

Специалистами НАКП были разработаны специальные меню, учитывающие потребности возрастных категорий и соответствующие утвержденным нормам питания. 6 видов меню для взрослых (ОВД) и 4 вида меню для детей (основной вариант и щадящая диета для двух возрастных категорий) включены в программный продукт.

Это первый масштабный проект, реализованный в России. Дальнейшее внедрение программы позволит вывести организацию питания на современный и более эффективный уровень.