Замена НМО на НМР: что изменится в обучении медперсонала?
Систему непрерывного медицинского образования ждет модернизация – Министерство здравоохранения сообщило о разработке изменений в законах № 273-ФЗ и № 323-ФЗ. Ведомство планирует заменить систему НМО на НПР (непрерывное профессиональное развитие), которая направлена на расширение профессиональных возможностей врачей и других медработников.
Какие были основания для замены системы НМО?
Качество медпомощи напрямую связано с уровнем профессиональной подготовки врачей. В текущем периоде медицинские и фармацевтические специалисты получают дополнительные навыки в системе непрерывного медицинского образования (НМО). Обучение реализуется в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки.
С юридической точки зрения, система непрерывного медицинского образования не может в полной мере обеспечить совершенствование профессиональных умений и расширение компетенций работников сферы здравоохранения. Поправки в действующее законодательство позволят создать новую модель системы дополнительных программ, среди которых:
- образовательные модули;
- участие в разноплановых мероприятиях.
В отличие от требований НМО, в которой курсы повышения квалификации с последующей аккредитацией проводились 1 раз в 5 лет, НПР направлена на всестороннее развитие медработника на протяжении всей трудовой деятельности.
По мнению президента Национальной медицинской палаты, система непрерывного профессионального развития законодательно закрепит необходимость в получении дополнительных навыков и умений. Официальный представитель Международной ассоциации AMEE Залим Балкизов связывает необходимость введения НПР с неточной терминологией НМО. Специалист полагает, что само определение термина «образование» ограничивает возможность применения ряда модулей, направленных на расширение компетенций и совершенствование навыков.
Какие произойдут изменения в законодательстве?
С введением системы непрерывного профессионального развития, в сфере здравоохранения начнут действовать следующие поправки:
- Создание программ обучения и перечня мероприятий (научно-практические и другие конференции, семинары, практикумы и др.). Ответственность за составление индивидуальной программы развития возлагается на совет, который формируется из представители медицинских, научных и фармацевтических учреждений. Контроль за соблюдением требований НПР возлагается на работодателя.
- Качественные характеристики курса обучения и мероприятий. В законе будут прописаны нормативные требования, предъявляемые к содержанию и объему теории и практики.
- Разноплановые мероприятия. Учебные мероприятия проводятся вне освоения теоретической части образовательных программ. Медицинский персонал может посещать симпозиумы, конференции и другие мероприятия как в РФ, так и за ее пределами. Перечень иностранных мероприятий составляется на каждый календарный год и утверждается министерством или другими уполномоченными структурными подразделениями.
- Реестр организаций НПР. В закон планируется внести пункт о создании реестра аккредитованных организаций, которые будут наделены правом осуществлять образовательные программы.
- Модернизация интернет-портала edu.rosminzdrav.ru. Рекомендации ресурса будут персонализированы с учетом особенностей профессиональной деятельности и специальных навыков специалистов.
- Аккредитация медработников. Периодическая аккредитация базируется на балльной системе (для аккредитации необходимо набрать 250 баллов). Баллы получают в процессе прохождения НПР, только на тех мероприятиях, которые аккредитованы в соответствии с требованиями программы профессионального развития.
Поправки, которые предлагали стимулировать работников сферы здравоохранения за прохождение курсов повышения квалификации в рамках НМО, признаны неактуальными. Все мероприятия НПР предполагают обязательное соблюдение и не поощряются материально.
Замена НМО на НПР законодательно определяет порядок получения дополнительных навыков и допуска к работе. Изменения, предложенные Минздравом, расширяют возможности медицинских работников в области получения более высокого профессионального уровня.