Мораторий на выдачу сертификатов специалиста в связи с приказом Минздрава № 327н

Эпидемиологическая ситуация в стране привела к продлению Правительством Российской Федерации всех сертификатов, регистраций, лицензий и аккредитаций медицинских работников. Это касается лиц, ведущих медицинскую деятельность, у которых разрешение на работу уже истекло после 15.03.2020 г. или заканчивается до 31.12.2020 г.
Это значит, что с 24 апреля и до 31.12.2020 г. продлевать документ об аккредитации или сертификат специалиста не нужно. Медработник сможет продолжить деятельность при наличии документов о среднеспециальном или высшем образовании, а также о повышении квалификации или переподготовке. Прохождение сертификации и аккредитации будет невозможным до 1.01.2021 г.
Что ожидает медиков в следующем году?
Правительство объявило, что с 1 января следующего года все медики, работающие с просроченным сертификатом, обязаны пройти аккредитацию. Это значит, что НМО не утратит свою актуальность. Баллы все так же нужно будет набирать. По этому поводу прогнозируется повышение расценок на учебу. Рост тарифов будет связан с увеличением количества желающих пройти аккредитацию, в связи с чем организации дополнительного образования разрабатывают антикризисные программы. Эти программы ориентированы на дистанционную учебу.
Подробнее о моратории

Принятый мораторий распространяется на фармацевтических и медицинских работников. Он подразумевает продление действия имеющихся документов на срок до 12 месяцев. Работник с просроченным сертификатом или лицензией сможет заниматься медицинской деятельностью, в том числе и той, которая не предусмотрена в его разрешительном документе.

По сути, мораторий не является запретом к обучению. Он позволяет отсрочить обязательства медика на год. Но после окончания действия приказа медицинский работник должен будет выполнить наложенные на него обязательства.

4 важных нюанса нового приказа
№1
Отказываясь от учебы в текущем году, медицинский работник все так же остается в системе аккредитации. Ведь новая схема проверки профессиональных знаний и навыков все равно будет внедрена по запланированному графику.
№2
Существует проблема увеличения количества специалистов, которым придется проходить аккредитацию в 2021 г. Большой наплыв желающих может стать причиной сбоев в работе организаций по аккредитации. Это приведет к нарушению порядка прохождения процедуры и продлению сроков.
№3
Надо учитывать, что новая схема проверки квалификации еще плохо отработана. У экзаменаторов нет практического опыта. Это может стать причиной организационных проблем.
№4
Возможность ведения медицинской деятельности лицам с несовпадающим направлением специальности. По закону № 327н эти лица смогут оказывать помощь больным с коронавирусом. Для оказания такой помощи медработник должен пройти краткосрочную программу обучения. Длительность учебы должна быть не меньше 36 часов.
Следовать мораторию или учиться?

Можно ничего не делать до 2021 года. Ведь в текущем году от специалиста не требуется накапливать баллы НМО и проходить обучение. Он может целиком сосредоточиться на своей работе.

Очную аккредитацию медику придется проходить только с 2021 года (с 24 апреля 2020 г. выдача сертификатов прекращена).

Но надо учитывать, что любой медик может сейчас работать, имея лишь документ об образовании. Если он пройдет переподготовку, то сразу же сможет приступить к практике, без аккредитации. То есть он получит новую профессию, увеличит свой доход и займется карьерным ростом.

Отсюда можно сделать вывод, что учеба во время моратория выгодна медицинскому персоналу. Врач, оканчивающий ординатуру, имеет право пройти краткосрочную учебную программу и поступить на работу стажером, подчиняющимся врачу-специалисту. Лица, уже ведущие медицинскую деятельность, но имеющие просроченные разрешительные документы, могут тоже пройти профильную или краткосрочную программу, или же курс, посвященный борьбе с коронавирусом, и заняться новой деятельностью.

Учитывая, что в 2021 г. тарифы на учебу вырастут, обучение в текущем году станет выгодным и финансово. Поэтому организации, занимающиеся дополнительным образованием, разрабатывают антикризисные программы, способные заинтересовать слушателей.