Внедрение наставничества для разных групп медработников
В апреле 2021 года специалисты московского НИИ организации здравоохранения разработали сразу 7 моделей наставничества для медицинских работников из разных групп. По мнению столичных экспертов, такой формат взаимодействия между медиками из разных групп позволит быстрее перенимать опыт и усовершенствовать профессиональные навыки. В частности, формат наставничества будет полезен не только для молодежи и молодых специалистов, но и для тех врачей, кто вышел на работу из декретного отпуска, кто сменил медицинскую организацию, а также в случае «профессионального выгорания».
Отдельно специалисты отмечают, что сам процесс наставничества будет полезен не только для молодых специалистов, но и для врачей предпенсионного возраста. При разработке новых норм руководствовались также и опросом, проведенных в медицинских организациях. Так, почти 38% медсестер и около половины всех врачей считают процесс внедрения наставничества своевременным и необходимым.
Роль системы наставничества: предлагаемые модели
Считается, что благодаря системе наставничества будут более эффективно решаться вопросы профессиональной адаптации. Также это поспособствует ускорению профессионального роста молодых специалистов. Сам процесс будет строиться таким образом, чтобы учитывались существующие корпоративные правила каждой конкретной медицинской организации. В долгосрочной перспективе все эти процессы позволят повысить качество обслуживания пациентов, а также будут препятствовать оттоку медперсонала из клиник и больниц.
Проект методических рекомендаций, связанных с организацией наставничества, был разработан Минздравом в 2020 году. Но этот проект учитывал только адаптацию молодых специалистов. Эксперты из московского НИИ (НИИОЗММ) предложили сразу 7 новых моделей:
- классическое наставничество, когда молодые специалисты смогут быстрее и полноценнее осваивать необходимые должностные и трудовые компетенции, а значит, смогут быстрее адаптироваться в коллективе, будут чувствовать себя более комфортно на рабочем месте;
- наставничество для работников с большим опытом, в том числе, и предпенсионного возраста, задачей которого будет восполнить дефицит знаний и навыков, связанных с цифровыми технологиями и передовыми разработками;
- наставничество для врачей и медсестер, которые вернулись на работу после декретного отпуска, благодаря которому специалист лучше и проще сможет адаптироваться в коллективе после длительного перерыва;
- помощь тем специалистам, кто сменил профиль деятельности или медицинскую организацию: такое наставничество будет включать в себя и помощью с получением необходимых новых компетенций (таким образом охватывается сразу два новых направления наставничества);
- наставничество, помогающее освоить новое оборудование, цифровые технологии отчетности, передовые методики лечения и диагностики и так далее;
- помощь работникам, находящимся на этапе «профессионального выгорания», то есть поддержка, «защита» от постоянных и повторяющихся стрессовых факторов.
Все эти модели наставничества могут активно внедряться и использоваться в медицинских учреждениях вне зависимости от их профиля.