Непрерывное медицинское образование: подготовка медперсонала
НМО для переподготовки медицинских сестёр
Порядок регистрации на портале НМО
Этапы переподготовки и вступление в НМО
Новый проверочный лист: что будет проверяться
Типы программ обучения
Участие медработников в конференциях
Обучение на рабочем месте
Роль симуляционных центров
Конкурсы профмастерства
Непрерывное медицинское образование (далее НМО) для среднего медперсонала – организованное повышение профессиональных знаний, умений и навыков (далее ЗУН), не требующее снятия на время обучения рабочих обязанностей. Расскажем, как вступить в эту систему медсестре для подготовки к аккредитации, и выясним, как рационально спланировать обучение для прохождения минимального порога баллов. Приведём полезные инструкции и памятки.
НМО для переподготовки медицинских сестёр
НМО для медсестёр – это система обучения среднего медперсонала среднего уровня, которая:
- начинается сразу после приобретения специальности и продолжается до окончания профессиональной деятельности;
- обновляет ЗУН и повышает квалификацию, развивает компетенции;
- помогает успешно пройти аккредитацию.
Непрерывное медицинское образование медперсонал начинает сразу после завершения основного обучения. По времени оно растянуто до тех пор, пока обучающиеся работают в сфере медицины. Это помогает не только повышать их компетенцию, но и переходить от одного вида деятельности к другому. Так, палатная медицинская сестра можем стать медсестрой приёмного отделения, стерилизационной, процедурной, участковой и т. д.
Этапы переподготовки и вступление в НМО
Непрерывное профессиональное развитие включает в себя три этапа:
- Обязательно профобразование. Даёт обучающимся основные ЗУН и общие компетенции, необходимые для будущей работы.
- Актуализация и улучшение ЗУН, развитие уже открытых компетенций и получение новых.
- Дополнительное профобразование. Может быть формальным – с привлечением преподавательского состава, так неформальным, подразумевающим самостоятельное добывание знаний и закрепление навыков.
Переходя на обновлённую систему:
- спланируйте обучение медперсонала;
- объясните, как создать аккаунт на портале НМО – https://edu.rosminzdrav.ru;
- расскажите, какие образовательные мероприятия нужно включить в индивидуальное образование и как в них участвовать;
- разъясните, как учитываются кредиты и формируется портфолио.
Важно! Портал НМО требует от руководителей медицинской организации документы, которые подтверждают необходимую степень квалификации сотрудников. Если их анализ покажет, что с ними не всё хорошо, автоматизация обучения встанет под угрозу.
Новый проверочный лист: что будет проверяться
Роструд ввёл новые проверочные листы. Теперь их 26. На одном из них вы увидите вопросы о направлении сотрудников на обучение. Чтобы ответить на них вам нужно знать следующее:
- есть ли в вашем регионе профассоциации;
- входит ли в неё сотрудник, которого вы хотите отправить на обучение.
Этим профессиональная организация поможет подготовить работников сестринского отделения. Они должны знать, куда можно обратиться за помощью. На это обращает внимание письмо Минздрава РФ, адресованное организациям, решившим вступить в НМО.
Внимание! Вступление в портал дает право проводить для сотрудников различные мероприятия. Примером служит вебинар «Управление сестринской деятельностью». Он автоматически попадёт в портфолио после прослушивания.
В реализацию НМО большой вклад вносит деятельность общественных организаций. Одна из таких – Союз медицинских профессиональных организаций - http://смпо.рф. Она молода, но это не помешало поставить ей перед собой важную задачу – обеспечить комфортное обучение среднего медперсонала и сотрудников с высшим фармацевтическим и сестринским образованием.
Перед началом обучения на портале работники здравоохранения должны пройти оценку квалификации в специальных центрах. Один из таких основан Союзом. Проверка квалификации нужна для анализа уровня подготовки медперсонала. Он покажет, обладают ли сотрудники медицинской организации ЗУН, необходимыми для ведения профессиональной деятельности. Образование на сайте НМО доступно только тем, кто имеет соответствующий уровень квалификации.
Для подготовки медицинских сестёр к дистанционному образованию на портале и оценки их уровня квалификации направьте их в специальный центр. Он поможет предотвратить возможные проблемы. Такие центры есть почти во всех регионах страны. В них может обратиться не только руководитель медицинской организации для переподготовки своих кадров, но и сами практикующие специалисты, заинтересованные в росте собственного профессионализма.
Порядок регистрации на портале НМО
Непрерывное медицинское образование предлагает медсёстрам различные мероприятия. Узнать, какие из них были одобрены и введены в обновлённую систему обучения среднего медперсонала, можно на сайте Координационного совета НМО – http://www.sovetnmo.ru/. Чтобы подробно изучить перечень доступных курсов:
- В адресную строку введите адрес главной страницы сайта.
- Перейдите в интересующий вас раздел, кликнув по «Мероприятия», «ВУЗы» или «Модули».
- Чтобы начать обучение, выберите регион, укажите специальность и определите примерную продолжительность учебного периода.
Портал содержит 14 модулей для дистанционного образования медицинских сестёр. Дополнительно можно воспользоваться обучающими программами, размещёнными на сайте Минздрава. Это укороченные программы продолжительностью до 36 часов, предназначенные для региональных организаций медицинского образования. Чтобы выбрать дополнительные курсы и периоды обучения медперсонала, посетите журнал «Главная медицинская сестра» и поработайте со специальным сервисом.
Типы программ обучения
Роль системы МНО заключается не только в повышении профессиональных навыков медперсонала. Она позволяет медорганизациям и профсообществам принимать участие в учебном процессе. Это достигается путём предложения собственных методов и форм обучения, помогающих сотрудникам развиваться профессионально без приостановления работы. Причём внедрить их можно во все виды образования: формальное/информальное/неформальное.
Дополнительное профобразование можно получить при ведении медсёстрами следующих видов образовательной деятельности:
- Участие в разноуровневых научно-практических и научных конференциях, мастер-классах, конкурсах. Оно может быть активным или пассивным. В первом случае медсестра сама выступает с докладом или показывает мастер-класс, во втором – участвует как слушатель.
- Обучение без приостановления рабочей деятельности в симуляционном центре или собственном медучреждении.
- Составление памяток для пациентов.
- Подготовка статей и их публикация в медицинской периодике.
Эти методы получения новых ЗУН неравнозначны и доступные не всем. Но по возможности используйте их в комплексе для достижения наивысших результатов.
Участие медработников в конференциях
Конференции не отличаются регулярностью и массовостью, потому что средний медперсонал:
- не информируют о проведении этих мероприятий;
- испытывает возросшую нагрузку и большую часть времени проводит на работе;
- не имеет достаточной для участия мотивации.
Если быть слушателем на конференции могут все, то подготовка к выступлению на ней отнимет много времени. Оно понадобится для поиска и анализа информации, организации исследования и обработки его результатов. Но активное участие на конференциях – наиболее эффективный метод получения новых знаний работниками медицины.
Обучение на рабочем месте
Это мощный инструмент для освоения новых ЗУН. Он позволяет повысить квалификацию работника без приостановления профессиональной деятельности. Это возможно благодаря непрерывной практике и внедрению системы наставничества.
Преимущества методов обучения на рабочем месте:
- Баддинг (budding), или включение обучаемого работника в деятельность более опытного специалиста. Экономическая выгода. Расходы на создание системы баддинга меньше по сравнению с традиционной организацией образования медперсонала.
- Шэдуинг (shadowing), или наблюдение за рабочим процессом. Обучение строится по схеме 70-20-10. Согласно ей 70% времени персонал тратит на выполнение профессиональных обязанностей, 20% – на взаимодействие с наставником на работе, 10% – на обучение в методкабинетах и посещение лекций, семинаров и т. д.
- Секондмент (secondment), или стажировка. Возможность получения нестандартного опыта.
- Менторинг (mentoring), или наставничество. Возможность выбора индивидуальной программы обучения с учётом ЗУН, необходимых обучаемому для продолжения профессиональной деятельности.
- Тьюторство (tutoring), или сопровождение образовательного процесса. Создание условий для внедрения полученных ЗУН в реальную практику.
Внимание! Учитывайте, что ответственность за эффективность образовательных мероприятий ложится не только на плечи самого обучаемого, но и на старшую или главную медсестру. Если в обучении задействован учебно-методический центр, то его руководитель также разделит ответственность.
Роль симуляционных центров
Всё чаще в образование медработников входят курсы, проводимые в симуляционных центрах или кабинетах. Технологии, применяемые в этих стенах, создают условия обучения, близкие к реальным задачам, с которыми может столкнуться персонал. Они позволяют довести до совершенства навыки работы с пациентом путём многократного повторения манипуляций.
Эффективность симуляционных технологий обучения высока. Но они сопровождаются финансовыми расходами. Это связано с необходимостью приобретения сложного оборудования и подготовки для работы с ним специальных кадров.
Конкурсы профмастерства
Это ещё один вид развития профессиональных компетенций и повышения квалификационной степени. Работники медицины, принимающие участие в конкурсе, получают стимул для поиска и усвоения новых знаний. Конкурсная основа помогает оценить уровень индивидуальной подготовки сотрудника, а также сравнить его с уровнями других участников мероприятия.
Чтобы подготовиться к конкурсу, нужно отобрать необходимый материал и поработать над его структурированием, обобщением. Подготовка также потребует осмысления собственного опыта работы – в этом и заключается образовательный процесс. Дополнительно участники конкурса могут показать мастер-классы, чтобы продемонстрировать новые способы оказания помощи, перемещения и ухода за лежачими больными и т. д. Всё это помогает повысить квалификацию медсестёр, что неизбежно приведёт к росту качества медпомощи.